К ювелирным украшениям, как и ко всем другим сферам жизни иудеев, издавна применимы основные правила, нарушение которых в еврейской среде не принято. Вообще, в наших традициях, ношение украшений не только не запрещается, но и наоборот, поощряется. Даже существует обычай: на каждый праздник принято, что муж дарит жене какое-либо ювелирное украшение, или нарядную вещь, потому что украшать себя для женщины, чтобы привлекать внимание мужа, очень важно. Вопрос «кошерности» украшения заключается же в том, какие именно украшения они носят: носить вызывающие вещи и украшения, вести себя, обращая на себя излишние внимание – не соответствует одному из основных принципов еврейской этики: скромность – цниют – главный принцип при выборе евреем атрибутов своего внешнего вида. То есть, важно, чтобы украшение не вызывало на себя излишнего внимания и выглядело незаметно.

ТЕКСТ: К.РИРАХОВСКАЯ

 

ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА

Это не только радостный и веселый
праздник, это - древняя интересная
традиция, полная сакральных момен-
тов. Центральный момент свадебной
церемонии - КИДДУШИН ("посвя-
щение в жёны"). На этой церемонии
Жених надевает обручальное кольцо
на указательный палец правой руки
(он отвечает за сердце) невесты и одно-
временно произносит важные слова.
Свадебное кольцо, вручаемое невесте,
нельзя одалживать или брать напро-
кат, поскольку оно является подарком,
а не просто символом свершившегося
брака. Поэтому кольцо должно быть
собственностью жениха.
Свадебные кольца, обычно, в повсед-
невной жизни не носятся, а хранятся
как семейная реликвия и выглядят
очень необычно. Нарядные и искус-
ные, они имеют надписи-благосло-
вения на иврите, например = בוט לזמ
МАЗАЛЬ ТОВ. Традиционное пожела-
ние счастья.

 

АШКЕНАЗЫ

Территория: восточная Европа (территория Германии, Польши, Латвии, Украины)
Численность: 11 000 000. Ашкеназы составляют большую часть (около 80 %) евреев мира

История: субэтническая группа евреев,
сформировавшаяся в Центральной
Европе. термин, начиная со средних
веков обозначавший евреев, про-
живавших на Рейне, а затем — во всех
германских землях; впоследствии
перешел на всех их потомков, говоря-
щих на идиш
Ювелирные традиции: Ювелирные
изделия, создаваемые ашкеназскими
ювелирами во все времена отличались
сдержанностью и лаконичностью.
Как правило, Это была религиозная
утварь, используемая для служения в
местных синагогах, или семейные фа-
мильные драгоценности. В восточной
европе традиция передавать драго-
ценности из поколения в поколение
было весьма распространенной тради-
цией. Обычно, как ювелирные укра-
шения, так и молитвенные предметы
преподносились родственниками
или родителями в дар молодоженам
как уникальная и дорогая семейная
реликвия.

 

Религиозная утварь
Одним из интереснейших видов де-
коративно-прикладного искусства
иудаики являются торашильды -
элементы убранства свитка Торы.
Торашильды или, как их еще назы-
вали, тасы, изготовлялись в виде
серебряных щитков и с помощью
серебряной цепочки крепились к на-
вершию стержня свитка Торы . Пло-
ская поверхность щитка позволяла
мастерам вложить в его орнамент
максимум фантазии и умения. В
центре щитка размешался текст в
обрамлении растительного рисун-
ка, геометрического орнамента или
зооморфного мотива - изображени-
ем львов, птиц, белок, оленей и т.д.

Ханукия. Неизвестный Польский ювелир начала XVIII века. Из коллекции Майкла и Джуди Штейхен хардов. Главный музей Америки

Одно из самых известных ювелир-
ных шедевров, выполненных руками
ашкеназских ювелирных мастеров
– это полутораметровая Ханукия,
что украшает сейчас Главный музей
Америки. Работа неизвестного Поль-
ского ювелира начала 18 века, пере-
дана музею из коллекции Майкла и
Джуди Штейхенхардов. В то время
этот шедевр ювелирного искусства,
свидетельство неиссякаемого та-
ланта еврейских мастеров, принад-
лежал одной из старейших Польских
синагог. Композиция и в самом деле
потрясает неординарностью и тонко-
стью ручной работы: основание бога-
то орнаментированного бронзового
ритуального подсвечника покоится
на трех львах, каждый ее подсвечник
– это стебель лилии, а венчает Хану-
кию расправивший могучие крылья
гордый орел, ибо написал три тыся-
челетия тому назад великий царь-
псалмопевец Давид о Шауле и сыне
его Ионатане: «Были они быстрее,
чем орлы, сильнее, чем львы».
На территории Советского и пост-
советского пространства так же всег-
да было много талантливых евреев,
среди которых были и знаменитые
ювелиры.
Один из самых известных еврей-
ских ювелиров России - Ю. Раппа-
порт (1864-1916) имел компанию
с собственным ювелирным про-
изводством, на котором работало
более 500 мастеров золотого дела.
Благодаря своему таланту он в 1883
г. сделал свою фирму поставщиком
знаменитого К. Фаберже, а он сам
был одним из трех мастеров, имев-
ших право ставить свою подпись на
выполненных работах. Сейчас про-
изведения, созданные им, хранятся
в Государственном историческом му-
зее и в Государственной оружейной
палате Кремля в Москве.

Израиль Рахумовский

В одном из самых курьезных случа-
ев оказался замешан знаменитый
одесский еврейский ювелир Израиль
Рахумовский. До сих пор не извест-
но, по своей ли воле талантливому
ювелиру пришлось стать афери-
стом.
В 1895 году Рухомовскому двумя бра-
тьями – торговцами антиквариа-
та был сделан заказ на старинный
греческий головной убор –золотую
тиару. Отдав ювелиру 1800 рублей
за работу, братья-аферисты про-
дали искусную тиару Лувру за бас-
нословные в то время 50 000 рублей
как античную работу мастеров
причерноморского античного гре-
ческого города Ольвии, которую они
сделали в подарок скифскому царю
Сайтаферну.

Тиара Сайтаферна — золотая тиара, на которой изображены сцены из древнегреческой мифологии с надписью на
древнегреческом языке «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии».

Стиль исполнения тиары был на
столько безупречен, что в подлин-
ности «старинного» украшения
не засомневались ни сам директор
Лувра, Кемпфен, ни руководитель
отдела античного искусства де
Вильфос, ни ряд крупнейших ученых
Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Мо-
линье. Тиара была куплена, на что
даже потребовалось специальное
разрешение парламента Франции
и выставлена в зале античного ис-
кусства.
Позже, когда подозрения все-же воз-
никли, Рухомовскому, вызванному в
Лувр, даже пришлось доказывать,
что драгоценность – его рук дела.
Ювелира не только судили, так как
не он продал самую знаменитую
подделку в мире искусства Лувру, его
даже наградили золотой медалью
«Салона декоративных искусств». А
дом в Одессе, где ювелир создавал ти-
ару, в 2014 году был украшен имен-
ной мемориальной доской.

СЕФАРДЫ

Территория: вокруг бассейна Средиземного моря
Численность: 2 000 000
История: субэтническая группа евреев,
сформировавшаяся на Пиренейском
полуострове из потоков миграции иу-
деев внутри Римской империи, а затем
внутри Халифата.
Ювелирные традиции: В Испании,
начиная с периода мусульманского
правления и до наших дней было мно-
го еврейских ювелиров. Они работали
практически во всех крупных городах:
держали собственные торговые лавки,
служили при королевском дворе, а в
Туделе и Памполоне существовали
целые кварталы, состоящие из торго-
вых рядов с ювелирными работами
сефардских мастеров.
Наиболее известный мастер ювелир-
ного дела сефардского происхождения
- Эрколк веи Фидели (Соломон
де Сесса, 1465–1519). Он полу-
чил славу искусного ювелира
благодаря своим работам, в
частности – он мастерил зна-
менитые кинжалы, украшен-
ные в богатом ренессанском
стиле.

Ханукия. Неизвестный Польский ювелир начала XVIII века. Из коллекции Майкла и Джуди Штейхенхардов. Главный музей Америки
В Венеции славился золотых
и серебряных дел мастер Аврахам бен
Моше Цореф (нач. 18 в.), который так
же был искусен в своем мастерстве. Его
работы пользовались большим спро-
сом при королевском дворе.
Известно, что в конце 14 в Барселон-
ские монахи-августинцы заказали ев-
рейским ювелирам раку для хранения
мощей святого. И, несмотря на то, что в
какой-то момент Папой Бенедиктом 8
было запрещено заказывать изготов-
ление церковной утвари у еврейских
ювелиров, на практике же, высоко оце-
нивая работу искусных мастеров, сами
подвижники католического двора,
все-равно обращались с заказами к ев-
рейским ювелирам. Конечно, изготав-
ливать утварь для идолопоклонников
– большой грех, но и такой ход истории
тоже имел место быть в истории еврей-
ских ювелирных традиций.
На сегодняшний день еврейские
ювелирные традиции не только со-
хранены и приумножены; вклад Из-
раильских участников в ювелирную
индустрию мира невероятно велик.
Невозможно представить ни мировое
ювелирное сообщество без талантли-
вых мастеров-ювелиров, огранщиков
камней, камнерезов и художников
из Израиля, но и сам Израиль и его
экономику без той его значительной
части, в которой и заключается уча-
стие Израиля во внешнем ювелирном
мире. В промышленности и экспорт-
ной политике государства Израиль
значительную долю занимают опе-
рации с бриллиантами: обработка
алмазного сырья в ограненные брил-
лианты израильскими огранщиками,
считающимися лучшими в мире, их
экспортная продажа, приносящая
казне государства огромные прибыли,
совершающиеся на самой крупной в
мире алмазной бирже – Израильской
Алмазной Бирже.
С 2009 года Израиль стал лидирую-
щим поставщиком бриллиантов на
мировой рынок. объём экспорта брил-
лиантов Израиля был наибольшим
в мире и достиг в феврале 119,6 млн
долларов США. Следующими после
Израиля в рейтинге лидирующих
поставщиков бриллиантов находят-
ся Индия (объем экспорта достиг
106,4 млн долларов), Бельгия (74,1 млн
долларов США) и ЮАР (65,2 млн
долларов США). Будучи одним из
крупнейших в мире оптовых центров
по торговле как бриллиантами, так и
сырьевыми алмазами, где осущест-
вляется строгий мониторинг дея-
тельности огранных предприятий,
дилерских офисов, консультационных
фирм и ювелирных магазинов, Из-
раиль был одним из инициаторов
создания Сертификации процесса
продажи алмазов Киммберли. Это
международная резолюция, призван-
ная контролировать импорт и экспорт
алмазов во избежание продажи «кро-
вавых бриллиантов» - камней из зоны
военных действий, выручка от прода-
жи которых идет на спонсирование по-
купки воюющими странами оружия.
Схема принята в начале 2000х годов в
Бельгийском городе Антверпене. Про-
дажа камней, не прошедших сертифи-
кацию, законодательно запрещена во
многих странах.
Глубокий интерес к еврейскому юве-
лирному искусству актуален, как ни-
когда раньше: по всему миру ежегодно
проводится сотни выставок, конфе-
ренций, юбилейных мероприятий,
освещающих еврейские ювелирные
традиции и вклад евреев в мировое
ювелирное искусство. Особенности
еврейского искусство изучаются
в ведущих университетах мира:
Оксфорде, Гарварде, Кембридже.
Международные выставки иудаики
ежегодно проводятся и самими изра-
ильскими университетами: например,
факультет ювелирного искусства Из-
раильской Академии художеств и при-
кладного искусства Бецалель, из стен
которого выпускаются в современный
мир самые талантливые мастера-юве-
лиры. На мировой ювелирный рынок
с завидной регулярностью выходят все
новые и новые успешные израильские
ювелирные бренды и новые поколе-
ния художников - ювелиров: Eshel
Gershuni, Kaminski, Knobel и Stern
Schocken.

Алмазная Биржа Израиля
Это крупнейшая в мире торговая
площадка по продаже брилиантов
и совершении других операций по
обработке и сбыте алмазов. Рас-
положена в комплексе из 4 зданий
Израильского города Рамат-Ган.

   
В ассоциацию входит более 2,8 тыс
участников. Созданная в 1973 году
Акивой Райсом и занимающая 1
комнату в его доме, сейчас Алмаз-
ная Биржа Израиля включает око-
ло 3000 участников израильского
алмазного бизнеса, который делает
объём экспорта бриллиантов Из-
раиля наибольшим в мире (ок. 120
млн USD в год).

Подписка на обновляемые материалы в текущем выпуске

Архив выпусков

Подписка
Будь в курсе!
Subscribe to newsletter feed
новости