Ребе Раяц [Иосеф-Ицхок, предыдущий любавический ребе] оставляет Россию и поселяется в Латвии, в городе Рига.

После того, как 12 Таммуза ребе Раяц был освобожден из заключения и вернулся домой, стало очевидно, что "Евсекция" не успокоится на этом. Каждое мгновение оставалась опасность нового заключения. Существовала только одна дорога - оставить Россию. После огромных усилий, группой, во главе которой стоял рав ахосид реб Мордехай Дубин, являвшийся членом сейма Латвии, российские власти решили дать возможность ребе выехать в Ригу одному. Однако разрешения на выезд вместе с ребе членов его семьи получено не было. Советские власти хотели оставить членов семьи ребе в качестве заложников для того, чтобы не дать ребе возможности вести антисоветскую деятельность за границей.

Сам факт того, что ребе было получено разрешение на выезд, было большой победой, однако он не пожелал выезжать из страны без семьи. Тогда реб Мордехай Дубин продолжил свои старания в направлении достижения договоренности с советскими властями до тех пор, пока разрешение на выезд всех членов семьи ребе не было получено. Однако библиотеку ребе власти вывезти не позволили. Также и на этот раз ребе заявил, что без библиотеки не оставит страну. В конце концов, многочисленные усилия Мордехая Дубина позволили добиться возможности ребе выехать из России вместе с семьей и библиотекой.

В Симхас-Тейро 5688 года во время фарбренген состоялось официальное прощание ребе с хасидами. Многие сотни хасидов собрались для того, чтобы попрощаться с ребе. На этом фарбренген ребе Раяц сказал:

- Хочу известить всех, чтобы не верили тому, что будут говорить в отношении причин моего отъезда из этой страны, приводя причины и идеи, противоречащие здоровому разуму. Мой отъезд отсюда происходит не вынужденным образом, но в этом заключен определенный порядок... Все знают, что абсолютной ложью является то, что говорят, что в соответствии с [государственным] законом запрещается изучать [Тору]. Не существует никакого закона, который запрещал бы учиться. У каждого есть право отдать своего ребенка изучать Тору и постараться найти учителя для сына своего...

Я всегда с вами вместе... Вам надлежит знать, что такой образ (здесь ребе имеет в виду самого себя) - душа [представленная] так, как она существует в Ган-Эйден [райском саду], существующая в теле - не имеет отношения к материальности и видит только добро...

В день Исру Хаг Суккейс 5688 года ребе Раяц выехал из России в сопровождении своей семьи и шести хасидов. Вместе с ребе следовали домашняя мебель и вся библиотека ребе, занявшая четыре вагона. Большая община собралась на остановке поезда, чтобы проститься с ребе.

[Уже] будучи в поезде, ребе написал прочувствованное письмо хабадникам России. Среди всего прочего он писал:

- ...Надежда, что укрепит меня, являющаяся моим утешением, заключается в том, что [разделяющее нас большое] расстояние в пространстве не разделит, не дай Б-г и не дай Б-г, нас.

Когда ребе достиг Риги, его спросили о самочувствии после всего, что он перенес. Ребе ответил:

- Если кто-нибудь предложит мне продать за миллиард одно мгновенье будущих мучений, я не куплю, а если кто-нибудь захочет купить у меня за миллиард секунду мучений прошлых, я не продам.

_________________________________________

("Сейфер аТейлдейс"). 

Автор Шмуэл Соминский

Подписка на обновляемые материалы в текущем выпуске

Архив выпусков

Подписка
Будь в курсе!
Subscribe to newsletter feed
новости