Праздник Освобождения

 Ребе Шнеур-Залман из Ляд, создатель учения ХаБаД, первый Ребе, положивший начало Любавичскому движению, был арестован по клеветническому навету и  находился в заточении в Петропавловской крепости 53 дня. Он вышел на свободу 19 Кислева 5559 г. (1798 г.). С тех пор этот день считается Новым годом Хасидизма. По всему миру, где бы ни находились любавичские хасиды, в этот день они собираются вместе, вспоминают истории, связанные с арестом и освобождением Ребе и принимают на себя хорошие решения, связанные со своей службой Всевышнему.

Арест

«Это дом раввина? Где раввин Борухович?..»

Топот, крики, домашние притихли в испуге. В дом вломились несколько солдат под предводительством капитана.

 «Где раввин Борухович?» - строго сверкнул глазами капитан и повернулся к немолодому еврею, с длинной окладистой бородой: «Вы раввин Борухович?».

В комнате повисла напряженная тишина. Реб Шмуэль Мункес, к которому обратился капитан, мотнул головой, и сказал: «Его здесь нет».

Побродив по комнатам, солдаты ушли.

Когда Алтер Ребе вернулся в дом и узнал, что за ним приходили солдаты, он спросил у своего верного хасида Шмуэля Мункеса:

«Я знаю, что они вернутся сюда снова, так как же мне поступить?»

 Рыжеволосый хасид был известен своим острым умом и не менее острым языком:

«Однажды с учеником Магида из Межерич рабби Менахем-Менделом из Витебска произошла такая история», - начал рассказывать Шмуэль Мункес, - «У Ребе был свой извозчик. Простой еврей, у которого была добрая лошадка и удобная повозка, и который за разумную плату возил рабби Менахема-Мендела, куда тот попросит. Но вот шло время, а Ребе ни в какие поездки не собирался. И тогда извозчик, чтобы не умереть с голоду, продал лошадку и сменил профессию. И вдруг – Ребе зовет его к себе! И приказывает закладывать повозку, собираться  в путь! На это извозчик сказал, что лошади у него больше нет. «Так купи!» - приказал Ребе. Еврей занял денег, купил лошадь, запряг повозку и сообщил Ребе, что все готово и можно трогаться в путь. Дорога петляла по полям, а затем резко спускалась с горы, и, чтобы не опрокинуть повозку с седоком, извозчик начал натягивать поводья и сбавлять ход. «Гони!» - закричал Ребе. Что ж, еврей прикрикнул на лошадку, и она побежала быстрее. «Еще быстрее!!» - как ни странно было приказание Ребе, извозчик не стал перечить и вновь хлестнул лошадь поводьями. Лошадь понеслась вскачь, увлекая за собой седоков, и на полном ходу и повозка, и люди вломились в богатый помещичий дом, стоявший в самом конце спуска с горы, возле тракта. Хозяин только неделю назад обставил свою гостиную дорогой итальянской мебелью, и вдруг – треск, грохот, крики – и у него в салоне оказывается лошадь и два взъерошенных еврея в поломанной повозке. Не помня себя от гнева, помещик схватил ружье и прицелился в извозчика. И вдруг еврей показал пальцем на своего Ребе. «Как ты можешь?» - удивился рабби Менахем-Мендел. «Когда вы сказали мне купить лошадь, запрячь телегу и гнать ее вниз с горы, то я не спорил, потому что я знал, что передо мной Ребе. Так вот, если вы и правда Ребе, то с Вами ничего не случится, а если вы не Ребе, то за что мне эти цурес*?» Помещик выстрелил в рабби Менахем-Мендела, но ружье дало осечку. Так повторилось несколько раз, и помещик понял, что перед ним не простой человек. Он отпустил раввина и его возницу… «Так вот, - закончил свой рассказ Шмуэль Мункес, - Если ты действительно Ребе, то тебе нечего бояться. А если ты не Ребе – то кто дал тебе право отнять у нас радости материального мира?»**

 Вскоре незваные гости пришли снова, но в этот раз им не составило труда найти нужного человека:

«Раввин Борухович? Вы арестованы по обвинению в государственной измене! Следуйте за нами!»

Черная карета

 Шел 1798 год. Черная карета,  в которой обычно возили самых опасных государственных преступников, мчалась в Петербуг. На этот раз в ней сидел раввин Шнеур Залман Борухович, известный евреям как Алтер Ребе из Ляд. Он был духовным лидером и наставником многих хасидов, которые стекались к его двору со всех концов Белоруссии, Литвы, Польши. Его труды ходили в списках и передавались из рук в руки, но самая знаменитая его книга Тания еще не была издана. Ее отрывки будоражили умы евреев, помогали открыть новую глубину в постижении Б-жественности и исполнении заповедей. Его духовный путь, начало которому положило учение Баал-Шем-Това и Магида из Межерич, привлекал многих. Но были у Алтер Ребе и противники, мечтавшие о том, чтобы его учение перестало распространяться среди евреев. Алтер Ребе был арестован по клеветническому доносу, в котором его ненавистники утверждали, что он выступает против царя и помогает Турции в войне против России, снабжая вражеское государство деньгами. Как известно, для того, чтобы лжи поверили, ее нужно сдобрить толикой правды. Алтер Ребе действительно собирал деньги и действительно отправлял их за границу, но не на нужды турецкой армии, а на помощь евреям, живущим в Святой земле, которая в тот момент находилась под турецкой властью.

 Черно-белые верстовые столбы мелькали в решетке маленького окошка кареты. День сменялся ночью. Накануне шаббата Алтер Ребе, который за все время поездки почти не разговаривал с охраной, вдруг попросил остановить карету и продолжить путь через 24 часа.

«Ну вот еще!», - заявил начальник конвоя, - «Некогда нам рассиживаться. Сказано было срочно доставить в столицу!»

 Но не успела карета проехать несколько метров, как одно из колес сорвалось с оси и покатилось в придорожную канаву. Прошло несколько часов, пока солдатам удалось поставить колесо на место. Арестант снова попросил остановиться, и снова получил отказ. И тогда, едва кучер занес кнут и крикнул лошадям «Но! Пошли!», как одно из животных, сделав несколько шагов, упало замертво. Конвою пришлось подчиниться просьбе Ребе и встать на постой на время шабата.

В крепости

 По приезде в Петербург арестанта поместили в одиночную камеру в Петропавловской крепости. Алтер Ребе был предъявлен список из 24 пунктов обвинения, на которые ему предстояло ответить. В расследовании принимали участие даже министры, и сам император Павел следил за развитием дела. Для того чтобы попасть на допросы, узникам нужно было пересекать ров, наполненный водой и окружающий крепость. Бывало, что допросы велись и ночью. Однажды Алтер Ребе посадили в лодку, чтобы переправить через ров и доставить на допрос. В небе стояла новая луна. Узник, сидевший в камере, понял, что ему предоставляется возможность исполнить заповедь освящения новой луны. Алтер Ребе попросил конвоира остановить лодку на несколько минут, чтобы можно было спокойно прочесть благословение. Но солдат сделал вид, что не расслышал. Когда Алтер Ребе повторил свою просьбу, солдат сказал, что не может остановить лодку, так как ему приказано доставить арестанта без задержек. Гребцы вновь взмахнули веслами, но лодка застыла на водной глади и не двигалась с места. Как солдаты ни старались, лодка стояла посреди рва и не шевелилась. Начальник конвоя понял, кто «держит» их на месте и взмолился отпустить лодку. Алтер Ребе кивнул, и лодка вновь тронулась по воде. Через несколько мгновений Алтер Ребе снова попросил конвой остановиться и дать ему несколько минут, чтобы сказать благословение на новую луну. Алтер Ребе не хотел использовать силу чудес для того, чтобы исполнить заповедь, и поэтому ждал разрешения человека из плоти и крови, чтобы сказанная праведником молитва пришла в этот мир в соответствии с законами природы.

 На этот раз охрана подчинилась, и гребцы подняли весла. Алтер Ребе встал со своей скамьи и спокойно произнес молитву. Когда он замолчал, начальник охраны, поняв, что находится рядом со святым человеком, попросил Алтер Ребе благословить его. Хасиды рассказывают, что Алтер Ребе благословил своего конвоира на долгую жизнь, и тот действительно ушел из этого мира глубоким стариком.  

Где ты?

 Среди министров, присутствовавших на допросах Алтер Ребе, был один заместитель министра, обладавший большими познаниями в ТаНаХе. Однажды он решил побеседовать с Алтер Ребе наедине. Он пришел в камеру к узнику и стал задавать Алтер Ребе разные вопросы, связанные с Торой. Среди вопросов, которые этот знатный нееврей задал раввину, был один, оставшийся в памяти многих поколений хасидов.

 Заместитель министра спросил:

«Когда в вашей Торе рассказывается о грехопадении Адама, там сказано: «И воззвал Б-г Всесильный к человеку и сказал: "Где ты?" Но разве Б-г не знал, где находится Адам? Почему Он спросил человека «где ты?»»

 На это Алтер Ребе ответил ему согласно комментарию Раши. Но гость сказал, что он знает комментарий Раши и хочет услышать, как сам Алтер Ребе толкует буквальный смысл этого стиха. Тогда Алтер Ребе ответил ему:

 "Когда человеку столько-то лет (и он назвал точный возраст своего визитера), Всевышний спрашивает его: "Где ты? Знаешь ли ты, зачем ты сотворен на этом свете, что ты должен сделать и что ты сделал?"

Этот ответ произвёл большое впечатление на заместителя министра, однако он постарался не выказывать своего волнения.

 Ребе РаЯЦ, шестой Любавический Ребе, комментировал этот рассказ так: ответ Алтер Ребе заместителю министра спас его самого (Ребе) от исхода души из тела, так как Ребе находился в состоянии великой радости от того, что он удостоился сидеть в заключении и отдавать жизнь за учение Баал Шем-Това и Межиричского Магида. Он испытывал от этого величайшее наслаждение, вплоть до исхода души из тела. Когда же он задумался о том, что Всевышний спрашивает каждого человека "Где ты?" Сделал ли человек то, что он должен был сделать? Это подействовало на него так, что он захотел остаться на земле, чтобы душа его оставалась в теле, и он мог выполнить все то, ради чего его душа снизошла в этот мир...

 На суде

 

В комнате было немного душно. Пламя свечей ярко освещало предметы, мягко блестело золотое и серебряное шитье на камзолах придворных. Разбирательство длилось уже несколько часов. Обвинение состояло из 24 пунктов, и на каждый из них Алтер Ребе дал подробные и убедительные объяснения. Происходящее больше напоминало ученую беседу, чем судебное заседание. Но все ответы тщательно записывались, чтобы потом быть поданными государю. Министры и царедворцы все больше и больше поражались мудрости этого удивительного, праведного еврея. Наконец, настал черед последнего вопроса. Он звучал так провокационно, что любой ответ мог подвергнуть Ребе самой настоящей опасности. Вопрос был страшен еще и тем, что на него невозможно было ответить, не затрагивая личности государя императора.

В комнате повисла тягучая тишина…

 Хасиды рассказывали, что от своего учителя Магида из Межерич каждый близкий ученик получил особенный дар. Так, например, Реб Зуше из Аниполи получил способность не видеть в людях плохого, знаменитый Шполер Зейде (Дедушка из Шполы) – танец, который может отменить все суровые решения, вынесенные на Небесах, а Алтер Ребе получил в дар улыбку, которая сметает все преграды…

 Министры, придворные, писцы и даже стража у дверей – все выжидающе смотрели на раввина. И Алтер Ребе, вместо ответа, - улыбнулся.

 

 19 Кислева 5559 года (16 ноября 1798 г.) Алтер Ребе был освобожден из Петропавловской крепости. Его освобождение означало официальное признание хасидизма в Российской Империи, и с той поры исчезли последние преграды на его пути. 

 Алтер Ребе раскрывал и сообщал людям тайны тайн Торы. Он перенес их в разум, интеллектуальные способности (хохма, бина, даат) Б-жественной души, а тем самым это знание спускается и в сферу интеллектуальных способностей (хохма, бина, даат рациональной души) и животной души до такой степени, что это пронизывает также и материальное тело. Однако, раскрытие этих тайн Торы пробудило ангела-обвинителя Наверху, что выразилось в аресте Ребе в нижнем, материальном мире.
Но и победа, и освобождение, происшедшие здесь, внизу, произошли потому, что Свыше было дано на это разрешение. То есть, Алтер Ребе была  дана возможность раскрывать человеческому разуму тайны тайн Торы, которые были до того скрыты. А в силу этого здесь, в нижнем мире, произошло освобождение Ребе и распространение учения хасидизма.

цурес (идиш) – горести, беды

**Реб Шмуэль Мункес имел в виду, что учение Алтер Ребе показало евреям, что стыдно получать удовольствие от материальных благ, после того, как человек проникся и почувствовал глубину и красоту хасидизма. 

автор: Ида Недобора

Подписка на обновляемые материалы в текущем выпуске

Архив выпусков

Подписка
Будь в курсе!
Subscribe to newsletter feed
новости