Зачастую я была свидетелем бурных споров о пользе и вреде феминизма, разгоравшихся среди патриархально настроенных мужчин и яро отстаивающих свои права женщин. Первые упорно утверждали, что сам Б-г вручил мужчинам пальму первенства над женщинами, в то время как дамы, порой, не знали, что ответить. Давайте разберемся, так ли это. Ущемляет ли Тора права женщин, ограничивая их свободу? Каково мнение Торы относительно феминизма? Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, нужно сперва определить понятие феминизма. А посему, обратимся к истории термина. Итак, «Феминизм» (в переводе с латинского «фемина» значит «женщина») – это общественно-политическое движение, зародившееся в восемнадцатом веке, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле, феминизм – это стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Данное течение особенно активизировалось в конце 1960-ых, что не удивительно, ведь именно тогда мир поразила волна революций. Хиппи, "The Beatles", Че Гевара… Сознание людей переключилось на борьбу за свободу, и женщины требовали независимости с особым рвением.
Среди еврейских женщин в двадцатом веке появилось немало лидеров, чьи имена не забыты и поныне. Это Ханна Сенеш, молодая парашютистка, пытавшаяся спасать венгерских евреев от лап фашистов, но, увы, погибшая в тюремных застенках. Это и Голда Меир, которую за сильный, волевой характер, в шутку называли «единственным мужчиной в Кнессете». Это Эстэ Лаудер (в девичестве Эстер Менцер), сумевшая построить империю элитной, дорогой косметики.
 
Тем не менее, современные скачки в борьбе за равноправие в гораздо меньшей степени затронули среду религиозных евреев, которые испокон веков ориентировались на незыблемые законы Торы, четко разделяющие мужские и женские роли в нашем мире. Еще в первой главе Торы «Берешит» Б-г говорит Хаве[1], что она будет рожать детей, будучи матерью всего живого (недаром в переводе с иврита само имя «Хава» означает «дающая жизнь»). В том же самом месте Б-г заповедует Адаму питаться в поте лица, что подразумевает мужскую обязанность быть семейным добытчиком.[2]
И все же, ни в коем случае не стоит думать, что Тора задвигает женщин на второй план и требует от них только сидеть дома, печь пироги и растить детей.
Я приветствую тех женщин, которые без остатка отдаются семейному очагу. Безусловно, их дети надолго запомнят чувство уюта и тепла, созданные заботливыми руками мамы и бабушки. Однако, в Танахе[3] существует немало примеров сильных, смелых женщин, способных дать фору многим мужчинам.
Это и пророчица Двора, и мать пророка Шмуэля[4] Хана. А сам мудрейший царь Соломон в своей оде под названием «Эшет Хаил», посвященной идеальной еврейской женщине, среди прочих качеств, упоминает женскую мудрость в ведении бизнеса и умение руководить.
Тора дает нам понять, что мужские и женские роли осуществляют разные цели, и ничего предосудительного в этом нет. Во второй книге Торы «Шмот», повествующей об истории рабства и Исхода из Египта, мы находим следующие строки: «И горькую сделали жизнь их (евреев) тяжкою работой над глиной и кирпичами, и всяким трудом в поле, и вообще всякой работой, к какой жестоко принуждали их.»[5]
В чем выражался этот труд? Женщинам давали мужскую работу, приказывая им: «Замешивайте цемент и кладите кирпичи!» Мужчинам велели исполнять женскую работу, говоря: «Сегодня вы должны шить, прясть и стряпать для нас». В этом была непосильная тяжесть, так как данные занятия шли против природы вещей мужчины и женщины.
Отсюда мы видим, что рвение феминисток к равноправию не всегда приводит к позитивным результатам. И если каждая женщина с восторгом заменит мужчину на посту президента компании, то вряд ли она будет бороться за то, чтобы занять его место в угольной шахте.
Это взгляд Торы по отношению к светскому феминизму, который пышно расцвел в сознании современного западного общества, в котором женщине зачастую не уступят место в трамвае и не помогут дотащить тяжеленный баул.
Но есть и другой феминизм. Как мы уже говорили, само слово «феминизм» происходит от латинского корня «фемина» – «женщина». Соответственно, в идеале, феминизм должен олицетворять реализацию женщин в тех отраслях, к которым у них есть предрасположенность. Тора поддерживает эту идею. Именно это я называю «Феминизм по-еврейски».
В Талмуде приводится высказывание, что каждый человек являет собой целый мир.[6] Мир, полный ярких красок, уникальных качеств и желаний. И у каждой из нас есть собственные таланты, желания и помыслы.
 
Для некоторых создание семейного очага представляет собой задачу всей жизни. Другие проводят годы в попытках сделать успешную карьеру. Третьи пытаются совмещать работу и дом. Это очень непросто, потому что, как известно, дети и муж требуют ежедневного внимания, а работодатели не всегда желают понимать, что больной ребенок отказывается принимать лекарство в отсутствие мамы.
Но все-таки, я верю, что женщина способна добиться успеха в обеих областях, ведь Б-г создал женщину многофункциональной. Где вы видели мужчину, способного одновременно говорить по телефону, гладить рубашки, смотреть сериал и думать о том, что бы приготовить на ужин? Но мы отвлеклись.
Тора восхваляет успешных женщин и ставит их в пример для подражания. Вспомним пророчицу Двору, биография которой описывается в Танахе в книге Шофтим. Какие качества лучшим образом характеризуют Двору? Она – судья, и к ней за советом приходят люди. Она – предводитель Израильской армии, которую смело ведет на войну против колоссальной армии врагов, и в которой одерживает победу. Она – поэтесса и верная подруга своего мужа Барака, которого Двора посылает учить Тору.
Танах воспевает Хану, мать пророка Шмуэля. Долгие годы Хана не имела детей и очень горевала по этому поводу. Казалось бы, не судьба. Уже хорошо, что муж Ханы Элкона очень любил Хану, но она не сдавалась и молила Б-га о ребенке. Б-г ответил ей, и Хана родила мальчика, ставшего одним из самых значимых еврейских пророков, а текст мольбы Ханы вошел в сборник молитв и стал основополагающим для молитвы «Шмонэ-Эсре».
 
Свиток Эстер повествует об истории праздника Пурим. Все мы помним о подвигах царицы Эстер. Именно она рисковала собственной жизнью, чтобы спасти свой народ от неминуемой гибели.
Каждый Шабат[7], в преддверии субботней трапезы, мужчины поют гимн еврейской женщине. Позвольте процитировать некоторые строки из этого нетленного произведения царя Соломона: «Кто найдет жену столь совершенную? Дороже жемчуга она. Задумала она купить поле и приобрела его, от доходов труда своего посадила виноградник. Раскрывает пред бедным ладонь свою и руки протягивает нищему. Сила и прелесть – облик ее, и радостно смотрит она в завтрашний день. Мудрость на устах ее и наставление благочестивое на языке. Следит за порядком дел в доме своем. Встают дети и восхваляют ее, муж ее прославляет, говоря: «Многие жены совершали доблестное, но ты превзошла их всех!»
 
Когда я думаю о реальном примере подобной супер-женщины, мне приходит на ум Ривка Хольцберг, жена раввина в индийском городе Мумбаи, героически погибшая вместе с мужем во время терактов в ноябре 2008-го. Те, кто знали ее лично, рассказывают об ее поразительном умении совмещать искреннюю доброжелательность и организаторские способности, помогавшие ей с мужем создать динамично развивавшийся еврейский общинный центр в Индии. К сожалению, ее жизнь оборвали в самом начале пути, но эта хрупкая женщина навсегда оставила свой след в судьбах сотен людей, побывавших в ее доме.
И все же, многие из вас могут задать вопрос: если женщины настолько свободны в самовыражении, то почему Тора обязывает их покрывать голову после замужества, носить скромную одежду, молиться и танцевать за перегородкой в синагоге, отделяющих их от мужчин?
 
На первый взгляд, эта практика создает впечатление мужского превосходства над женщинами. Тора отвечает: дело не в том, что женщины хуже мужчин. Как раз наоборот. Дело в том, что мужчины слабы и порой не способны удержаться от плотских желаний при виде оголенных ног или слыша женское пение. С этим трудно спорить, такова мужская природа. Но, как говорила знаменитая Фаина Георгиевна Раневская: «Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»
На этой веселой ноте я заканчиваю свое повествование. В заключение хочется пожелать вам, дорогие женщины, счастья, здоровья и успеха в достижении всех ваших желаний. А если будет сложно, то вспомните о заложенной в вас Б-гом многофункциональности, и все у вас получится, дай вам Б-г!
[1] В русской транскрипции имя «Хава» трансформировалось как Ева.
[2] Берешит, 3:20
[3] ТаНаХ – акроним названий трех разделов Священного Писания: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).
[4] В русской транскрипции имя «Шмуэль» трансформировалось как Самуил.
[5] Шмот, 1:14.
[6] Иерусалимский Талмуд, трактат Санхедрин 4:8 (37а)
[7] Шабат – седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы и отдыхать.

автор Сара Бендетская

Подписка на обновляемые материалы в текущем выпуске

Архив выпусков

Подписка
Будь в курсе!
Subscribe to newsletter feed
новости